Положение о наставничестве педагогических работников

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

На Педагогическом совете МБДОУ г. Керчи Заведующий МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад
РК «Детский сад комбинированного вида
комбинированного вида № 55 «Хрусталик»
№ 55 «Хрусталик»
________________ Н.Е. Золотарева
Протокол

Введено в действие приказом

от «31» августа 2022 г. № 01

от «05» сентября 2022 г. № 132

Положение
о наставничестве педагогических работников
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 55
«Хрусталик»

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о наставничестве педагогических работников (далее –
Положение) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г.
Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 55 «Хрусталик» (далее – ДОУ)
определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в
образовательной организации. Разработано в соответствии с нормативной правовой базой
в сфере образования и наставничества.
1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального
становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную
и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая
деятельность в ДОУ.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник ДОУ, который отвечает за реализацию персонализированных(ой)
программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой
ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
программа
наставничества
–
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
1

видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
2. Цели, задачи и принципы наставничества
2.1. Целью наставничества является способствование непрерывному профессиональному
росту педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих
специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачами наставничества являются:
– содействовать созданию в ДОУ психологически комфортной образовательной среды
наставничества;
– оказывать методическую поддержку педагогических работников ДОУ;
– способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов;
– оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
молодых/начинающих педагогов к условиям осуществления педагогической деятельности,
ознакомление с традициями ДОУ, а также в преодолении профессиональных трудностей,
возникающих при выполнении должностных обязанностей;
– обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
молодых/начинающих педагогов;
– ускорять процесс профессионального становления и развития молодых/начинающих
педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно
выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
2.3. Принципы педагогического наставничества Наставничество в ДОУ основывается на
следующих принципах:
– принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов,
предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов,
добровольность их участия в наставнической деятельности, признание;
– равного социального статуса педагогических работников независимо от ролевой
позиции в системе наставничества;
– принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности
личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку
потребности и возможности на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании
наставляемым собственной траектории развития;
– принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций
выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества.
3. Формы наставничества
Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной
программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса
наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как
в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Традиционная форма наставничества – взаимодействие между более опытным и
начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый
встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником
опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог
2

становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
образовательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий
раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том,
чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его
подопечного.
4. Организация наставничества
4.1. Наставничество устанавливается над следующими педагогическими работниками:
- впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков
выполнения должностных обязанностей, в том числе выпускниками профессиональных
образовательных организаций;
- принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 12 месяцев) в
осуществлении трудовой деятельности (при необходимости);
- переведенными (назначенными) на другую должность (профессию), если выполнение
ими новых должностных обязанностей требует расширения и углубления
профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков.
4.2. Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогов, обладающих
высокими профессиональными и моральными качествами, пользующихся авторитетом в
коллективе, имеющих стаж работы в организации и опыт работы по профессии
(специальности, направлению подготовки) не менее пяти лет.
4.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от 3-х месяцев до 1 (одного)
учебного года в зависимости от степени профессиональной подготовки наставляемого.
4.4. Максимальное число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, не может превышать одного.
4.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
4.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных дней
со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
4.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом заведующего.
4.8. Замена наставника осуществляется приказом заведующего и производится в
следующих случаях:
- прекращение трудового договора с наставником;
- перевод наставника или наставляемого на иную должность (профессию);
- просьба наставника или наставляемого;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
4.9. Срок наставничества, определенный приказом заведующего, может быть продлен в
случае временной нетрудоспособности, или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или наставляемого.
4.10. Исходя из потребности наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а
также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник
составляет индивидуальный план наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план включает:
- изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
- выполнение наставляемым практических заданий;
- перечень мер по закреплению у наставляемого профессиональных знаний и навыков;
- перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
3

- другие мероприятия по наставничеству.
4.11. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня
утверждения его кандидатуры приказом.
4.12. Наставляемый знакомится с индивидуальным планом.
4.13. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана наставничества, в том числе содержащий
рекомендации по его дальнейшему профессиональному развитию.
4.14. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- формирование у наставляемого практических навыков выполнения должностных
обязанностей;
- применение наставляемым рациональных и безопасных приемов и методов труда;
- освоение и использование наставляемым в практической деятельности локальных актов
ДОУ и иных документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей,
умение применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному
развитию;
- самостоятельность наставляемого при принятии решений и выполнении им
должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
4.15. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается
доплата, размер которой устанавливается локальными актами ДОУ.
4.16. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
5. Руководство наставничеством
5.1. Заведующий ДОУ издает приказ о закреплении за наставляемым наставника.
5.2. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя заведующего по ВМР (старшего воспитателя).
5.3. Заместитель заведующего по ВМР (старший воспитатель) обязан:
- создать необходимые условия для совместной работы наставляемого и его наставника;
- оказывать наставникам методическую и практическую помощь в составлении планов
наставничества;
- изучать обобщать и распространять положительный опыт наставничества в ДОУ;
- вносить предложения о применении мер поощрения наставников;
- рассматривать индивидуальный план наставничества;
- осуществлять систематический контроль работы наставника.
6. Права и обязанности наставника
6.1. Наставник имеет право:
- привлекать с согласия заместителя заведующего по ВМР (старшего воспитателя)
других педагогов для оказания помощи наставляемому;
- требовать рабочие отчеты у наставляемого как в устной, так и в письменной форме.
6.2. Наставник обязан:
- руководствоваться требованиями законодательства локальных актов ДОУ при
осуществлении наставнической деятельности;
- способствовать формированию у наставляемого высоких профессиональных и моральнопсихологических качеств;
- оказывать содействие наставляемому в исполнении его должностных обязанностей,
ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией
работы в ДОУ, основами корпоративной культуры;
4

- оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства Российской Федерации
и локальных актов ДОУ, регламентирующих исполнение должностных обязанностей
наставляемого;
- способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов качественного
выполнения своих должностных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
- передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать
наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы;
- привлекать к участию в общественной жизни ДОУ;
- воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность, нацеленность
на результативную работу, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм
профессиональной этики;
- периодически сообщать заместителю заведующего по ВМР (старшему воспитателю) о
процессе адаптации наставляемого, его дисциплине и поведении, результатах
профессионального становления;
- по итогам учебного года подводить итоги профессиональной адаптации наставляемого,
давать предложения по его дальнейшей работе.
7. Права и обязанности наставляемого
7.1. Наставляемый имеет право:
- пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами, документами,
литературой и иной инфраструктурой ДОУ в целях исполнения своих должностных
обязанностей и прохождения наставничества;
- участвовать в составлении индивидуального плана наставничества;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями;
- обращаться к заместителю заведующего по ВМР (старшему воспитателю) или
заведующему ДОУ с ходатайством о замене наставника;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство.
7.2. Наставляемый, обязан:
- изучать законодательство Российской Федерации, локальные акты ДОУ и
руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
- выполнять мероприятия индивидуального плана наставничества в установленные в нем
сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
деятельности, полномочия и организацию работы в ДОУ;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных
обязанностей; - совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- не совершать поступков, которые могут нанести вред репутации ДОУ;
- участвовать в общественной жизни ДОУ;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и заместителем
заведующего по ВМР (старшим воспитателем).

5

8. Заключительные положения
8.1.Настоящее Положение действует бессрочно.
8.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии
с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской
Федерации и вновь принятыми локальными актами ДОУ.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».