ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ На Педагогическом совете МБДОУ г. Керчи Заведующий МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад РК «Детский сад комбинированного вида комбинированного вида № 55 «Хрусталик» № 55 «Хрусталик» ________________ Н.Е. Золотарева Протокол Введено в действие приказом от «31» августа 2022 г. № 01 от «05» сентября 2022 г. № 132 Положение о наставничестве педагогических работников в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 55 «Хрусталик» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о наставничестве педагогических работников (далее – Положение) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 55 «Хрусталик» (далее – ДОУ) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в образовательной организации. Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества. 1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. 1.3. В Положении используются следующие понятия: Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в ДОУ. Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Куратор – сотрудник ДОУ, который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и 1 видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. 2. Цели, задачи и принципы наставничества 2.1. Целью наставничества является способствование непрерывному профессиональному росту педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. 2.2. Задачами наставничества являются: – содействовать созданию в ДОУ психологически комфортной образовательной среды наставничества; – оказывать методическую поддержку педагогических работников ДОУ; – способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов; – оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации молодых/начинающих педагогов к условиям осуществления педагогической деятельности, ознакомление с традициями ДОУ, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; – обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков молодых/начинающих педагогов; – ускорять процесс профессионального становления и развития молодых/начинающих педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; 2.3. Принципы педагогического наставничества Наставничество в ДОУ основывается на следующих принципах: – принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов, предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание; – равного социального статуса педагогических работников независимо от ролевой позиции в системе наставничества; – принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития; – принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества. 3. Формы наставничества Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Традиционная форма наставничества – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог 2 становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации образовательного процесса. Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. 4. Организация наставничества 4.1. Наставничество устанавливается над следующими педагогическими работниками: - впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков выполнения должностных обязанностей, в том числе выпускниками профессиональных образовательных организаций; - принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 12 месяцев) в осуществлении трудовой деятельности (при необходимости); - переведенными (назначенными) на другую должность (профессию), если выполнение ими новых должностных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков. 4.2. Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих стаж работы в организации и опыт работы по профессии (специальности, направлению подготовки) не менее пяти лет. 4.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от 3-х месяцев до 1 (одного) учебного года в зависимости от степени профессиональной подготовки наставляемого. 4.4. Максимальное число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать одного. 4.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 4.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 4.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом заведующего. 4.8. Замена наставника осуществляется приказом заведующего и производится в следующих случаях: - прекращение трудового договора с наставником; - перевод наставника или наставляемого на иную должность (профессию); - просьба наставника или наставляемого; - неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей; - возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества. 4.9. Срок наставничества, определенный приказом заведующего, может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или наставляемого. 4.10. Исходя из потребности наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план наставничества (далее - индивидуальный план). Индивидуальный план включает: - изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных обязанностей; - выполнение наставляемым практических заданий; - перечень мер по закреплению у наставляемого профессиональных знаний и навыков; - перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей; 3 - другие мероприятия по наставничеству. 4.11. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня утверждения его кандидатуры приказом. 4.12. Наставляемый знакомится с индивидуальным планом. 4.13. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о выполнении индивидуального плана наставничества, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему профессиональному развитию. 4.14. Результатами эффективной работы наставника считаются: - формирование у наставляемого практических навыков выполнения должностных обязанностей; - применение наставляемым рациональных и безопасных приемов и методов труда; - освоение и использование наставляемым в практической деятельности локальных актов ДОУ и иных документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания при выполнении должностных обязанностей; - положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию; - самостоятельность наставляемого при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей; - дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей. 4.15. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается доплата, размер которой устанавливается локальными актами ДОУ. 4.16. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 5. Руководство наставничеством 5.1. Заведующий ДОУ издает приказ о закреплении за наставляемым наставника. 5.2. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по ВМР (старшего воспитателя). 5.3. Заместитель заведующего по ВМР (старший воспитатель) обязан: - создать необходимые условия для совместной работы наставляемого и его наставника; - оказывать наставникам методическую и практическую помощь в составлении планов наставничества; - изучать обобщать и распространять положительный опыт наставничества в ДОУ; - вносить предложения о применении мер поощрения наставников; - рассматривать индивидуальный план наставничества; - осуществлять систематический контроль работы наставника. 6. Права и обязанности наставника 6.1. Наставник имеет право: - привлекать с согласия заместителя заведующего по ВМР (старшего воспитателя) других педагогов для оказания помощи наставляемому; - требовать рабочие отчеты у наставляемого как в устной, так и в письменной форме. 6.2. Наставник обязан: - руководствоваться требованиями законодательства локальных актов ДОУ при осуществлении наставнической деятельности; - способствовать формированию у наставляемого высоких профессиональных и моральнопсихологических качеств; - оказывать содействие наставляемому в исполнении его должностных обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в ДОУ, основами корпоративной культуры; 4 - оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства Российской Федерации и локальных актов ДОУ, регламентирующих исполнение должностных обязанностей наставляемого; - способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов качественного выполнения своих должностных обязанностей, устранению допущенных ошибок; - передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы; - привлекать к участию в общественной жизни ДОУ; - воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики; - периодически сообщать заместителю заведующего по ВМР (старшему воспитателю) о процессе адаптации наставляемого, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления; - по итогам учебного года подводить итоги профессиональной адаптации наставляемого, давать предложения по его дальнейшей работе. 7. Права и обязанности наставляемого 7.1. Наставляемый имеет право: - пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами, документами, литературой и иной инфраструктурой ДОУ в целях исполнения своих должностных обязанностей и прохождения наставничества; - участвовать в составлении индивидуального плана наставничества; - обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями; - обращаться к заместителю заведующего по ВМР (старшему воспитателю) или заведующему ДОУ с ходатайством о замене наставника; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - защищать свою профессиональную честь и достоинство. 7.2. Наставляемый, обязан: - изучать законодательство Российской Федерации, локальные акты ДОУ и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей; - выполнять мероприятия индивидуального плана наставничества в установленные в нем сроки; - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка ДОУ; - знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в ДОУ; - выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных обязанностей; - совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей; - устранять совместно с наставником допущенные ошибки; - проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе; - обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы; - не совершать поступков, которые могут нанести вред репутации ДОУ; - участвовать в общественной жизни ДОУ; - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и заместителем заведующего по ВМР (старшим воспитателем). 5 8. Заключительные положения 8.1.Настоящее Положение действует бессрочно. 8.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными актами ДОУ. 6