01.09.2021
Анализ развивающей
предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями
ФГОС
Современная ситуация
развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией
проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как
фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В
связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт,
утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.
Образовательная
система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении
детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день
предполагает подготовку социализированных членов общества.
Поэтому, в связи с
введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной
среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность
педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Понятие предметно-развивающая
среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.
Л. Новоселова).
Анализ развивающей предметно-пространственной
среды опирается на следующие нормативно–правовые документы:
·
Приказ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального
образовательного стандарта дошкольного образования»;
·
Постановлением от 28.09.2020 года №26 «Об утверждении Санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Учитывались следующие требования:
- Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала
пространства;
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, возможность для уединения;
- Насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и
содержанию программы;
- Трансформируемость пространства;
- Полифункциональность материалов;
- Вариативность среды;
- Доступность
среды;
- Безопасность
среды.
Учитывая эти
требования и для обеспечения максимальной реализации образовательного
пространства для развития детей дошкольного возраста, организация среды в нашем
детском саду начинается с коридора детского сада. У нас оформлены уголки: «Информация
для родителей», «Знакомьтесь: Наш детский сад «Хрусталик», «Психологическая
служба», «Медицинский уголок», так же работает «Консультационный центр», где
родители получают консультации по воспитанию детей, информацию о деятельности детского
сада.
Музыкальный зал – среда
эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Яркость,
красочность создают уют торжественной обстановки. Для развития детского
творчества имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры. Наличие
мультимедийного оборудования (мультимедийный экран, проектор, ноутбук, музыкальный
центр) дает практически неограниченные возможности в плане интеграции
образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность
ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа
комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить
музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий
кругозор, сформировать целостную картину мира.
Приоритетным
направлением нашего детского сада на протяжении многих лет является развитие
речи ребенка, формирование правильного и четкого звукопроизношения. Для его
реализации оборудованы два логопедических кабинета и кабинет дополнительного
образования (английский язык).
Спортивный зал оснащен
современным оборудованием: шведские стенки, мягкие модули для полосы
препятствий, дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, скакалки,
ребристые коррекционные дорожки, «кочки» для хождения, скамьи разной высоты,
пособия для общеразвивающих упражнений.
На спортивной площадке
имеются футбольные ворота, лестницы для лазания, на групповых площадках имеются
мишени для метания в горизонтальную и вертикальную цель. Для проведения
образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (мячи,
гимнастические палки, кегли, скакалки, обручи, кольцебросы).
В залах проходят
занятия, тематические спортивные праздники, досуговые мероприятия,
театрализованные представления, родительские собрания и прочие мероприятия для
родителей и детей. Тематическое убранство зала, связанное с содержанием
событий, праздников создает у детей эстетические переживания, радостное
настроение.
Групповые комнаты
большие, светлые, эстетически оформлены. Стены светлых оттенков.
Мебель в группах соответствует
гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей. Разнообразная форма
столов позволяет группировать их в соответствии с видом деятельности. Столы
удобны в использовании, с безопасными закругленными краями. Цветовая гамма
мебели сочетается с интерьером группы.
Раздевальные помещения
оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды
для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации
деятельности детей в детском саду. Имеется место для выставок детских работ,
вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском
саду; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в
воспитательно-образовательный процесс.
В группах создана
комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая
возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет
гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и
желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг
другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности
внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей.
Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого,
математического, эстетического, физического, познавательного развития), где
широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в
зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько
многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по
общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая
деятельность, экспериментирование.
Все игры и материалы в
группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Игровые зоны разделены
по гендерному различию. В центре для мальчиков размещены строительные
инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки,
автомобили.
Для девочек
организован центр «Сюжетно-ролевых игр»: парикмахерская, кухня, магазин, где
размещены предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей
создан центр «Ряжения» с костюмами сказочных персонажей и профессиональной
деятельности.
В каждой группе в соответствии
с возрастными потребностями организованы физкультурные центры. Они служат для удовлетворения
потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Центры
размещены таким образом, чтобы способствовать проявлению двигательной
активности детей и находятся в свободном доступе, осуществляя принципы
безопасности и доступности среды. Использование разнообразных физкультурных и
спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных
движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что
благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья
ребенка. Имеются пособия как покупные, так и изготовленные руками воспитателей
и родителей: коврики и дорожки для массажа стоп, ручные массажеры и др.
Хорошо освещенное место отведено центру
художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют
аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым
расходным материалом. Собран материал по народно–прикладному искусству.
В старших группах центр
науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития
детей. В данном центре размещен материал для экспериментирования: весы, емкости
с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения
опытов.
В группах в
достаточном количестве разнообразные дидактические и настольные игры. Для
выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется мольберт,
магнитные доски, мультимедийный экран, проектор, ноутбук.
Для развития творческих
способностей в музыкально-театрализованных центрах представлены наборы детских музыкальных
инструментов, различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, настольный,
теневой. В каждой группе имеется ширма для театрализации. Группы оснащены
аудиотехникой, видео и фонотекой.
Книжные центры и центр
патриотического воспитания содержат литературу и пособия в соответствии с
возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с
картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются
тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с
историей родного края, города. Центр оснащен глобусом, картой, флагами и
гербами России, Республики Крым, города Керчи. Для развития познавательной
активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных центрах размещены детские
энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты,
о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты, портреты
писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям.
В группах старших
дошкольников оборудованы центры с материалами способствующие подготовке к
обучению грамоте и математикой: печатные буквы, пособие с цифрами,
настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а также материалами, отражающими школьную
тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в
школу.
В группах младшего
возраста созданы центры сенсорного развития, которые способствуют развитию
мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного
восприятия, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче
адаптироваться к образовательному учреждению.
Для конструктивной
деятельности в группах созданы центры конструирования. Они содержат мягкий
модуль и строительный материал, который хранится на открытых полках и в коробах.
В шумном пространстве
игровой комнаты обязательно есть островок тишины и спокойствия – «уголок
уединения», который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим
беседам. Хотя он отделен от других центров ширмой, ребенок чувствует себя здесь
спокойно и уютно. Этому способствует комфортная обстановка: стульчик или
подушечка, столик, книжки, любимые игрушки.
Все педагоги
используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей
предметно-пространственной среды не только группы, детского сада, но и участков
для прогулки на улице.
На групповых
прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для
игровой и двигательной активности детей, постройки малых форм, элементы тропы
здоровья, созданные воспитателями и родителями.
Организация среды на
территории детского сада, обеспечивает экологическое образование детей. С этой
целью на территории зеленые насаждения, организована экологическая тропа.
Развивающая предметно-пространственная
среда в нашем детском саду открывает перед детьми множество возможностей,
обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность
детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести на
первый план ту или иную функцию пространства. Педагоги периодически меняют
игровой материал, вносят новые предметы, стимулирующие исследовательскую,
познавательную, игровую, двигательную активность детей.
Таким образом, в нашем
ДОУ создаются условия, соответствующие формированию новообразований, которые
появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой
одного вида деятельности другим.
Содержание развивающей
предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек,
периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на
поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на
неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.
Анализируя
вышесказанное, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ соответствует
ФГОС ДО и ООП ДО ДОО. Осуществляется творческий (авторский) подход при её
организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное
пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими
материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную
активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением.
Развивающая
предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям:
·
Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды стала основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого
ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником
его знаний и социального опыта. В детском саду она представляет необходимые
возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской,
двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие,
возможность самовыражения.
·
В соответствии принципу трансформируемости, развивающая
предметно-пространственная среда в нашем детском саду, меняется в зависимости
от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
·
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в детском саду с
помощью различного модульного оборудования. Использование мягких модулей,
детской мебели наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием,
предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации,
способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
·
Полифункциональность материалов – возможность разнообразного использования
различных составляющих развивающей предметно-пространственной среды, например, детской
мебели, мягких модулей, ширм и т. д.
·
Вариативность среды – наличие различных пространств, а также разнообразный
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
·
Вариативность среды обеспечивает наличие различных пространств (для игры,
уединения, конструирования и пр., наличие материалов, оборудования, инвентаря,
игр, игрушек для развития детских видов деятельности.
·
Предметный мир, окружающий ребенка, периодически пополняется и обновляется,
т. к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную,
игровую, двигательную активность детей.
·
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый
ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в детском
саду обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность, а также свободный доступ воспитанников к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской
деятельности.
·
Безопасность развивающей предметно-пространственной среды – соответствие
всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.