Консультация для родителей
22.05.2025
Консультация для
родителей:
«Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка
дошкольного
возраста»

Уважаемые родители!
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического
воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает
чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание нужно начинать в
дошкольном возрасте. Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на
самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен
для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,
оказывает влияние на самочувствие ребенка.
В какой форме может быть выражено
совместное восприятие музыки?
Оно
в пении ребёнка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и
разумеется в слушании музыки. Если взрослые заинтересованно
слушают музыку и высказывают, своё отношение, объясняя свои ощущения, это
не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его
вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к
музыке препятствует разностороннему развитию ребёнка, обедняет его
кругозор.
Родители,
хорошо зная своего ребёнка, могут заинтересовать его музыкой.
Необходимо правильно организовать слушание музыки. Активное слушание музыки не должно превышать 10-15 минут и только в
профессиональном исполнении и качественном звучании. И не нужно стремиться
заводить сразу большую фонотеку, дети с удовольствием слушают много раз одни и
те же полюбившиеся им произведения.
Для слушания следует отбирать
произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия.
Это должны быть небольшие фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом,
красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф.
Шопена, П. И. Чайковского) и более
скромные по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная
музыка (А. Вивальди, И. С. Бах, В. А. Моцарт).
1.
Начинать можно с маленьких игр-попевок. Мелодии у них спокойные или
плясовые, которые доступны неподготовленным в музыкальном отношении детям.
Исполнять их можно во время умывания, одевания, бодрствования, кормления,
прогулок, можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки,
имитирующие шум моря, стук дождя. После прослушивания заведите беседу с
ребёнком о прослушанной музыке.
2.
Включайте спокойную, плавную музыку,
без слов во время выполнения ребенком рисования, лепки и еще когда ребенок
учится писать. Психологи установили, что когда в первом классе учителя включали
классическую музыку, в то время, когда дети учились писать, то движения детей
становились более плавными и они лучше сосредоточивались на выполнении заданий.
3.
Включайте чаще музыку и танцуйте с
ребенком. Это замечательно для его воспитания.
И еще, даже если ребенку очень нравится музыка, не стоит, чтобы
музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения
она быстро станет обыденностью и ее перестанут замечать.
4.
Если у ребенка нет никакой
заинтересованности к игре на музыкальном инструменте, то не настаивайте, потому
что, в противном случае, это может вызвать обратную реакцию.
5.
Пойте с ребенком различные песенки,
легкие для запоминания, песенки из мультфильмов.
6.
Если ребенок гиперактивный – ему надо чаще ставить слушать спокойную
музыку. Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую
мелодию без слов.
7.
Кроме того, ребенку обязательно надо
объяснить, что громкая музыка может мешать остальным и что та мелодия, которая
нравится ребенку, необязательно понравится другим.
8.
Воспитывайте при помощи музыки воображение ребенка, например, попросите
ребенка что-то представить под данную мелодию или нарисовать те образы, цвета,
которые возникают у ребенка при прослушивании какой-либо мелодии.
Эти приёмы не
сложны и вполне доступны: результат скажется в том, что ваш ребёнок полюбит
музыку и станет она для него необходимостью. Пусть дети не станут
музыкантами-профессионалами, но зато обогатится их духовный мир.